Обычная версия
Размер шрифта:
T T T
Изображения:
Вкл
Цветовая схема:
Темная Светлая Синяя
  
Вход  | Регистрация
Версия для слабовидящих
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Вы на странице : Школа » Родителям » Советы » Советы1 29 марта 2024 г.
 Вход на сайт
  
 Пользователи
Информация о регистрации пользователей Регистрация:
Последняя регистрация Последний: Test
Новых пользователей сегодня Новых сегодня: 0
Новых пользователей вчера Новых вчера: 0
Итого Итого: 104

Всего на сайте сейчас находится Всего на сайте:
Гостей Гостей: 0
Пользователей Пользователей: 0
Итого Итого: 0

Сейчас на сайте находятся пользователи Сейчас на сайте:
  
 Советы родителям

Школьный дневник всегда был способом информации родителей об успеваемости их ребенка в школе. Но чаще всего дневник является причиной отрицательных эмоций как для самого школь­ника, так и для родителей. По мнению автора, если школьный дневник будет содержать меньше замечаний и больше добро­желательных записей, то его воспитательный эффект станет намного выше.

Школьный дневник. Каждый день в каждой школе нашей необъятной родины кто-то с содроганием достает его из портфе­ля и, опустив глаза долу, несет учите­лю для замечания или для очередной двойки. Вы скажете: что же, других оценок, что ли, не ставят? Ставят, но чаще всего учитель вспоминает о существовании дневника именно тогда, когда хочет записать замечание и вы­ставить «неуд».

Интересный это документ — дневник! Сколько про него придумано анекдо­тов, сколько комичных случаев, свя­занных с дневником, могут рассказать учителя, родители и сами дети.

А что, собственно, думают о дневнике де­ти? Конечно, дневник нужен, потому что в него удобно записывать домашние зада­ния, объявления. Об этом говорят все, но на вопрос, «зачем школьнику дневник?», многие отвечают: «Школьный дневник ну­жен для оценок и замечаний», «Чтобы учи­теля писали замечания, а родители ругали учеников». А мнение подавляющего боль­шинства школьников: «Хорошо, если бы их вовсе не было!»

А что же на самом деле представляет собой этот документ? Может ли дневник стать для всех другом, помощником, добрым оруди­ем воспитания?

Вспоминаю свой дневник. Как было ин­тересно его вести! Мы не могли не запи­сывать домашних заданий, не могли за­быть его дома, потому что каждый день в дневнике на полях, на том месте, где нет отметок, появлялись рисунки, призывы, лозунги. Вы спросите, какие призывы и лозунги? Ах, вы просто не жили в шести­десятых годах прошлого века! Все наши молодые сердца были на Кубе, во Вьетна­ме. Так уж нас воспитывали, что мы боль­ше переживали за события в мире, неже­ли в своем Отечестве, где, в этом не было ни малейшего сомнения, все шло как на­до. Но я не об этом. А о том, что дневни­ки проверяли классные руководители, в дневники ставили оценки учителя-пред­метники, дневники проверялись админис­трацией, но никто никогда не сделал нам ни одного замечания. Вот я и думаю: мо­жет быть, есть способ сделать дневник не карательным инструментом (он чаще все­го несет такую функцию), а добрым доку­ментом-помощником?

Мы часто говорим детям, что дневник — это документ. Но давайте порассужда­ем. К документу относятся бережно, его хранят, его достают из потаенного места только в случае необходимости, его нельзя потерять. К дневнику-документу это не очень как-то относится. Тогда стоит вы­работать другое отношение к этому атри­буту школьника.

Мы привыкли детям говорить, что днев­ник — это зеркало ученика. В этом есть львиная доля правды. Если ученик хоро­шо учится, опрятно одет, дисциплиниро­ван, собран, аккуратен во всем — у него и дневник будет идеален. (Ну, может быть, за редким исключением). Если ребенка с детства (вернее, с рождения) не приучи­ли к аккуратности, к опрятности, дисцип­линированности, то как вы думаете, какой у него будет дневник?

Вот и получается, что мы требуем то, чего многие заведомо не выполнят. Тогда за­чем тратить время, здоровье, нервы на уве­щевания, уговоры, а порой даже на угро­зы? Думаете, замечания «не выучил урок», «плохо себя вел», «сбежал с урока», «на­грубил учителю» и т.д. чему-то учат, вос­питывают? Нет, нет и нет! Такие замеча­ния чаще всего выполняют функцию ус­трашения. Что же делать? Надо искать выход. Давайте помечтаем.

А что, если на каждом уроке мы будем за­давать вопрос (по теме, конечно) высо­кой сложности, такой вопрос, чтобы на не­го смогли ответить один-два ученика. Вы спросите, а зачем? Во-первых, это очень хороший способ «тянуть мысль» учени­ков, а если грамотнее, то это еще один из приемов «выхода в образовательное про­странство». Во-вторых, у учителя есть воз­можность за очень сложный вопрос поощ­рить ученика и поставить в дневнике «6», да, да, не «5», а «6»! А почему бы и нет? Вы знаете, с какой гордостью школьник подает дневник! А в журнал ставьте привычную «5». Пусть дети коллекционируют свои «шестерки».

В связи с этим вспоминается урок мате­матики, который проводила молодая учи­тельница Екатерина Александровна Рзянина. Она объясняла новый материал, а на этапе первичной проверки понима­ния нового материала вызвала к доске очень слабого ученика. Он сам поднял руку, хотелось ему показать всему клас­су свои знания. На уроке присутствова­ли завуч, учителя и классный руководи­тель этих детей. Классный руководитель ахнула, когда услышала, кого Екатерина Александровна вызывает к доске. А уче­ник вышел да и выполнил задание! Ека­терина Александровна объявила классу: «Шесть!» Надо было видеть поступь, не походку, а именно поступь ученика до парты! Он взял дневник и с чрезвычай­но важным лицом понес его учителю. Кто знает, может быть, никогда он больше в жизни не получит отличной оценки, но эту «шестерку» будет помнить всегда! Я в этом уверена.

А что если в дневнике в сентябре месяце на целый год расписать дни рождения ма­мы, папы, сестер, братьев, дорогих и близ­ких сердцу людей? Получится подобие ка­лендаря «знаменательных дат». Учитель, открывая дневник, всегда сможет вкле­ить поздравительную заготовку, вписав имя именинника. Уверяю, ваше внимание будет оценено по достоинству.

А что если взять за правило записывать в дневник как можно чаще не замечания, а пожелания, советы, благодарности?

Вот пример из моей практики: был у меня в четвертом классе ученик, который очень плохо читал. Все дети уже давно читали по 120-160 слов в минуту, а он еле-еле 30. И вот на одном из уроков чтения наблюдаю такую картину: Игорь читает, старается изо всех сил, и читает неплохо, а его соседка Танечка Королева гладит его по голове, подбадривает, успокаивает.

После урока в дневнике у Игоря появи­лась надпись: «Дорогие родители, я поз­дравляю вас с успехом сына, он сегодня читал очень хорошо. Это победа». А у Та­нечки Королевой в дневнике я записала: «Елена Константиновна, у Вашей дочери очень доброе сердце. Спасибо».

А можно выразить сожаление, к приме­ру: «Ванечка, я очень хотела порадовать­ся вместе с тобой твоим успехам за пер­вый триместр, но выставить оценки не мо­гу — дневник не заполнен».

Не секрет, что замечания учителей чаще всего выглядят комично, а иногда «рабо­тают» против учителя. Вспоминается слу­чай, рассказанный учительницей началь­ной школы. В дневнике ученика она сдела­ла запись: «Уважаемый Виктор Петрович! Ваш Володя сегодня плохо вел себя на уро­ке». На следующий день в дневнике появи­лась (очень справедливая!) запись: «А что в это время делали Вы, Наталия Николаев­на?» Молодец папа! А у Наталии Николаев­ны на всю оставшуюся жизнь отпало жела­ние записывать замечания в дневник.

Еще один пример. Ученица пятого класса гимназии все свои оценки в дневнике за­крашивает разными цветами. Так сказать, своеобразно классифицирует: «3» — од­ним цветом, «4» — другим, «5» — треть­им. Учитель ей пишет замечания: «Не раз­рисовывай оценки». Проходит неделя. По­является та же запись: «Не разрисовывай оценки!» Проходит еще неделя, другая, третья... и каждый раз мы видим одну и ту же запись: «Не разрисовывай оценки!!!». А она разрисовывает! И что делать? Может быть, разрешить? Так ли уж страшно, пре­ступно увидеть в дневнике оценку в акку­ратном цветном квадратике?

А что если выработать вместе с ученика­ми критерии по оценке «Лучшего учени­ка» месяца, триместра? Главным в критериях должен быть Человек. Не его оценки (хотя и это не надо сбрасывать со счетов), а его отношение к окружающему миру. Тут уж и детям, и классному руководителю, и родителям (всем вместе) надо потрудить­ся. А то как же вы узнаете, какой он Че­ловек? Очень интересная работа. Каждый ребенок будет ждать, за что ему в конце месяца достанется звание «Лучший». У вас в классе 30 человек? Сколько может быть «Лучших»? Может случиться так, что все! Не скупитесь на добрые слова, пох­валу. Но такое надо делать не часто, что­бы не пропал элемент загадочности, не­ожиданности.

А от бесполезных нотаций и бестолковых замечаний вовсе откажитесь!

Есть у С. Соловейчика очень интересная мысль: «Дети, которым не делаются замечания, вырастают очень совестливыми детьми». Сделать замечание просто, а вот придумать что-то заменяющее его очень трудно. А кто сказал, что воспитание де­тей — легкое дело?

Попробуйте работать с дневником ученика по-другому, у вас появится желание сделать приятное ребенку, вы ощутите радость в душе — и как-то само собой появится и время.

Я, конечно же, не претендую на внедрение всех моих предложений. Я всего лишь на­деюсь, что мое «рацпредложение» сделает работу учителя с дневником ученика бо­лее осмысленной и радостной.

 

■   по материалам журнала "Директор школы"  5/2009 (автор статьи Хомутовская Н.М. заместитель директора гимназии № 1591, Москва).

Советы родителям

  
 Информация

Карта сайта

Поиск

  
 Директор

Хугаев Ахсарбек Маркозович
тел: +78673844146

  
© Основная общеобразовательная школа села Сунжа, 2010-2024